Эта статья посвящается напитку, который мы все знаем с детства. Кефир - простое название обычного и широко распространенного напитка. Но этот кефир не совсем обычный. Он по праву считается самым полезным из всех молочных продуктов. Его вкусовые качества и целебные свойства оценили ещё в древние времена. Конечно, способ лечения и профилактики недугов кисломолочным напитком многим нравился больше, чем приём горьких травяных отваров и настоек. Сквашивали молоко в Древней Греции, Риме, Иудее, в странах Азии, на Тибете, в Индии. На Руси и на Кавказе кефир был неотъемлемой частью рациона.
Секреты приготовления разных кисломолочных напитков тщательно берегли и передавали из поколения в поколение. В качестве сырья использовалось разное молоко - коровье, козье, овечье, кобылье. Это зависело от того, какой скот разводили в той или иной местности. Кобылье молоко сквашивали, например, кочевые племена, которые практически «жили» в седле.
Наполняя свой стакан кефиром – настоем тибетского молочного гриба - мы не задумываемся, сколько столетий и километров преодолел целебный гриб прежде, чем попал к нам. А зря. История этого домашнего лекаря очень древняя и полная загадок, а от этого она ещё интереснее.
Одна из легенд уводит нас в Древний Тибет.
Много тысячелетий назад, в одном буддийском монастыре существовала традиция каждый день подавать к трапезе кисломолочные продукты. Ежедневно монахи наполняли большие глиняные кувшины молоком, которое к утру превращалось в нежную простоквашу. После трапезы послушники относили посуду к ближайшей горной речке и тщательно мыли кувшины в проточной воде.
Но однажды привычный ход событий оборвала свирепая буря. Налетел сильный ветер, обрушился на землю проливной дождь и град. Бушевавшая стихия сотрясала горы и вдруг монахи услышали страшный грохот… Утром, когда ураган стих, монахи вышли за стены обители и обнаружили, что в горах произошёл обвал. Огромными камнями засыпало тропинку к реке. Как не искали, другого прохода к воде - так и не нашли. Вечером настоятель собрал нескольких приближённых на совет. Что ж теперь делать - для приготовления еды вполне хватало монастырского колодца, но на хозяйственные нужды, в том числе и на мытьё посуды, воды там явно не хватит (запас воды в колодце пополнялся очень медленно).
И тут одного монаха осенило! Во время одной из прогулок по окрестностям он заметил небольшое озеро и даже видел, как орёл пил там воду - значит вода в этом водоёме пригодна и для людей. Монах показал дорогу к озерцу. На счастье завал её миновал, и делегация без приключений добралась к цели. Теперь традицию распития простокваши удалось спасти, и свежевымытые кувшины вновь наполнили молоком. Следующим утром за завтраком все по обычаю наполнили свои чаши кисломолочным напитком. Но попробовавши его, монахи были крайне удивлены: привычная простокваша имела несколько другой вкус – более нежный, с тонким ароматом.
Прошло некоторое время. Монахи успели привыкнуть к новому вкусу кефира. Обитатели монастыря стали замечать перемены в самочувствии – их уже давно практически не беспокоили недуги, а если же болезнь и начиналась, то она проходила легко и без последствий. Легкость движений и бодрость, хорошая память и крепкий сон – все это вошло в жизнь каждого насельника монастыря вместе с новым чудесным блюдом из простокваши. Она, в отличие от традиционной, по-другому действовала на работу кишечника, печени, поджелудочной железы и прочих органов пищеварения. Местные крестьяне при встрече с монахами удивлялись: время для них как будто остановилось, аббаты ну просто отказывались стареть, выглядели с вежими и подтянутыми. Настоятель сам ломал голову, каким это образом кефир стал так действовать на организм?
И тут случилось переломное событие. Один из послушников по каким-то причинам не помыл кувшин после кефира. Когда этот сосуд нашли, то вместо остатков простокваши обнаружили в нём белые комочки, напоминавшие крошечные гроздья винограда. Это чудо показали настоятелю. Недолго думая, он приказал помыть кувшин на этот раз в колодезной воде, наполнить его свежим молоком и опустить в него горсть белых комочков, через сутки монахи получили простоквашу, к нежному вкусу которой они уже успели привыкнуть.
Вот так и культивировали грибок на Тибете, он долго оставался секретом тибетской медицины. Табу на распространение грибка привело к тому, что о нем и продукте его брожения, кефире, узнали сравнительно недавно.
Древний Китай
Древний Китай тоже оставил нам в наследство легенды о молочном грибе. Во времена династии ТАН существовал обычай - купать принцесс в сквашенном молоке яка. Для этого содержали целые стада яков. В назначенный день служанки доили буйволиц, а молоко сливали в специальный бассейн. Закваска тибетского молочного гриба хранилась в тайных кладовых в подвалах императорского дворца, и доступ к ней имели только прошедшие специальное посвящение служители. Они отправлялись за ней, когда бассейн был наполнен свежим молоком. Огромные, ярко украшенные кувшины с уже сквашенным тибетским грибом, несли во двор и, читая специальные молитвы, выливали закваску в молоко. В течении двух суток служки, сменяя друг друга, перемешивали содержимое ванны специальными самшитовыми лопатами. И когда молоко превращалось в ароматную густую жидкость, императрица первой спускалась в бассейн, погружаясь в целебный настой, ее сменяли принцессы и ближайшие родственницы императора. После женщин правящего семейства в бассейн допускали наложниц и служанок. После этих мероприятий оставшуюся простоквашу с бассейна скармливали якам.
Есть поверье, что мусульманские племена на севере Кавказа получили грибок в дар от Пророка Мухаммеда, когда он проходил через эти территории почти полторы тысячи лет назад. Гриб называли тогда даром Аллаха, зерном Пророка Мухаммеда, а приготовленный на его основе напиток – питьем Пророка. Поэтому он передавался, как реликвия, из поколения в поколение. Мусульмане считали грибок основой семейного богатства и благополучия, удачи, поэтому о процессе приготовления необычного кефира никому не рассказывали, храня его в секрете. Его свято берегли, не передавали, не дарили и не продавали. Это считалось грехом, лишающим грибок его целебной силы. Грибной кефир считался источником здоровья и долголетия. Неудивительно, что среди кавказских горцев всегда было много долгожителей. Чистый горный воздух и целительная простокваша делали своё дело.
А вот как гриб попал в Европу, до сих пор остаётся загадкой. Мы можем довольствоваться только гипотезами.
По одной из версий, гриб вывез очередной путешественник, который оказался не только любопытным, но еще и очень наблюдательным. Но вот как он смог договориться с монахами — об этом история умалчивает.
Исследовательница древних целительных техник Востока Эмма Гоникман выдвинула другую версию. Она приводит старинную историю о польском профессоре. Этот ученый заболел раком печени и желудка, долго лечился в Европе. Но в традиционной медицине такой недуг считается неизлечимым и смертельным. Больной всё же решил не сдаваться. Он слышал о чудесных историях исцеления на Востоке и отправился в путь. Восточные целители не обманули его ожиданий. Пять долгих лет профессор лечился в Индии, в том числе и молочным грибом. И вот пациент поборол смертельную болезнь и набрался сил. Перед возвращением на родину, знахари подарили ему лекарство, которому он обязан жизнью – «гриб индийских йогов».
В конце XIX века врачи клиники в Цюрихе вылечивали с помощью кефира различного рода желудочно-кишечные заболевания (гастрит, анемию, язву желудка, воспаление кишечника). Пациенты в надежде на скорейшее выздоровление принимали этот кефир, при этом организм переносил это их средство вполне нормально. После регулярных приемов у пациентов уменьшались боли, а, главное, приемы кефира не способствовали увеличению веса.
Латыши также с давних времен практиковали лечение тибетским молочным грибом. Полученный кефир использовался при туберкулезе, болезнях желудка и кишечника, при лечении золотухи у детей.
Где-то около 200-300 лет назад молочный гриб оказался в Болгарии, где его до сих пор разводят почти в каждом крестьянском доме. Местные знахари успешно применяли гриб в народной медицине и оставили после себя в наследство множество действенных рецептов лечения.
В начале XIX века кефир получил широкое распространение и в Крыму, а затем попал в
Россию. Во время Крымской войны благодаря ему на ноги подняли многих тяжелораненых. На Кавказ и в Крым ездили лечиться им от туберкулеза.
Молочный гриб в России
В XIX веке чахотка (теперешнее название - туберкулёз) была страшным диагнозом, который звучал как приговор. Состоятельные жители сырого ветреного Петербурга ездили лечить эту болезнь в благодатный климат Кисловодска к одной знахарке, которая исцеляла как раз настоем молочного гриба. Сама она рассказывала, что гриб ей дали буряты, которые долгое время использовали его для сквашивания молока и лечения многих недугов. Такой курс лечения был очень дорогим, потому, что как и буряты, знахарка готовила закваску на лошадином молоке (Кумысе). Потомок знаменитого боярского рода Ромодановских князь Никита Павлович Гончаров-Вышнев, писал заметки о своем лечении у этой знахарки, которую звали Антонина Мироновна, а также о ее скупости и неграмотности. Зато держать хозяйство она умела крепко, в том числе имела целый табун лошадей, из молока которых и готовила целебный кефир. Люди, лечащиеся у Антонины Мироновны, снимали в Кисловодске и на окраинах дома, а с наступлением утра курьер разносил по домам простоквашу с голубым оттенком. Ее следовало выпивать в течение дня натощак. Кроме того, Гончаров-Вышнев принимал ванны из известной минеральной воды Кисловодска и употреблял ее внутрь. В этом и заключалось все лечение. По возвращении в Петербург через два года князь очень удивил врачей, потому что от туберкулеза обычно умирали и даже гораздо быстрее. Благодаря лечению молочным грибом у князя не только остановилась болезнь, но и прекратился страшный выматывающий кашель. Князь подал в отставку и перебрался в свое имение под Тулой, чтобы не спровоцировать возвращение болезни. Свою племянницу княгиню Дашкову князь тоже отправил на лечение в Кисловодск к той знахарке и лечение ей помогло.
Изучали влияние на здоровье человека тибетских кисломолочных продуктов И.И. Мечников и Елена Рерих, супруга известного философа и художника Николая Рериха. Елене Рерих удалось доказать, что получаемые при помощи тибетского молочного гриба продукты содержат множество веществ, отсутствующих в традиционном кефире. В своих работах она чаще использовала наименование «тибетский настой»
В России в Новгородской области тибетский молочный гриб заквашивали на овечьем молоке и
использовали в качестве лекарства при сердечных болезнях.
Помогал настой молочного гриба выхаживать недоношенных и слабых детей. Известен случай, когда девочка появилась на свет во время войны. Будучи еще младенцем, она кричала так, что синела и даже не
могла дышать по несколько секунд. До сих пор непонятно, как она тогда дожила до года. Врач сразу поняла, что обычными средствами тут не помочь, и сказала обратиться к бабке-знахарке. Бабка дала
молочный гриб со словами, что из него надо готовить настой на козьем молоке. Девочка выжила. Сейчас у нее уже несколько детей, есть внуки.
История собрала для нас немало примеров помощи Тибетского гриба человеческому организму. У нас есть огромное преимущество - мы можем использовать опыт прошлых поколений в сохранении своего здоровья и молодости. Наши предки для этого оставили нам в дар ценнейший помощник - гриб, надо только не лениться использовать его с наибольшей пользой для себя любимых.